Как менять городскую среду, если ты не чиновник

Browse By

«Что у вас там с метро Захи Хадид? Расскажите, вся Украина очень переживает». Урбанистки из «Харьковской школы архитектуры» и ГО «Городские реформы» Александра Нарыжная и Анастасия Палий провели в Днепре открытую лекцию о работе с городским пространством. Оказалось, что в Днепре и Харькове наболело одно и то же: велосипеды, парки и попытки повлиять на решения чиновников.

Фото: Дмитрий Долинский

Пожалуй, самый громкий проект «Городских реформ» – «Свободу площади Свободы». Тогда активисты выиграли суд у горсовета и не допустили установки колонны, которую в сети прозвали «одоробло». А в Днепре недавно показали проект реконструкции парка Шевченко, созданный без конкурса и без учёта пожеланий горожан. После собрания архитекторов и активистов одна из его участниц сказала: «Парк Шевченко уже не спасти». Этот проект изменить уже не получится, но надежда на то, что общественность будет влиять на изменения парков города, теперь есть.

Анастасия: Если что-то появляется без конкурса или исследования, нужно поднимать людей, пытаться остановить процесс. Архитектору, чтобы работать над проектом, нужно хорошее техзадание, нужно знать, как живёт это место, почему оно важно для жителей. Мы же ушли от формата, когда на плане просто рисуются кружки, как нам нравится.

Хорошо быть на шаг впереди властей. В Харькове планируют перестроить все парки, и мы специально искали те, которыми ещё не занимаются. Мы успели включиться, когда новый проект парка Хмельницкого ещё не ушёл на экспертизу, и нам дали кусочек территории. Там мы с  организацией Street Culture сделали эскиз пространства, где можно заниматься воркаутом, паркуром, рисовать граффити и кататься на бэмах (ВМХ – inB).

Разом Урбан Парк – проект реновации другого парка – Машиностроителей. “Городские реформы” создали концепцию для всей территории парка, а не для её части

Здесь тоже есть участки, на которых будут жить уличные культуры

Мы никогда не спрашиваем напрямую, что люди хотят на территории. Невозможно сделать проект, который понравится всем. Главный критерий – учтены все группы пользователей. Если после реновации это место живёт, значит, мы всё сделали правильно.

Велодорожек в Днепре раз-два и обчёлся, хотя с 2016 года существует программа развития велоинфраструктуры Днепра. В Харькове такую концепцию разработали как раз «Городские реформы».

Александра: Мы хотели сдвинуть с места тему велосипеда как городского вида транспорта. Ходили в горсовет, а они нам: «велосипедисты – едьте в лес». А мы не велосипедисты, мы город комфортный хотим. В итоге сами написали концепцию. Устроили имиджевое для города мероприятие – Европейскую неделю мобильности. И заммэра пригласили на открытие – перерезать ленточку. Он перерезает, всех приветствует, вокруг журналисты, и тут мы ему вручаем стратегию развития велосипедной инфраструктуры города. Готовую. Стратегию приняли, будут постепенно воплощать.

Анастасия: Обычно города, в которых проходит Европейская неделя мобильности, регистрируют в системе проекта чиновники. В Харькове мы это сделали сами. Организацию тоже взяли на себя. Чиновники помогают, если нужно перекрыть улицу или приехать на работу на велосипеде в пиджаке (это хорошо работает как пиар велосипедного образа жизни).

Фото: Дмитрий Долинский

На даты Европейской недели мобильности попадает Всемирный день без авто. В 2015 году харьковчанки устроили акцию – «Первая пешеходная улица Харькова».

Анастасия: Мы попросили на один день перекрыть улицу Квитки-Основьяненко, которая прямо говорит о том, что она должна быть пешеходной. Там много заведений и почти нет трафика, но сейчас это улица-парковка.

Александра: Привезли музыку, устроили экскурсии, конкурс рисунков, прокат велосипедов. Улица ожила. Это была однодневная акция, чтобы показать, что пешеходное движение – это важно. Но по городу пошли слухи, что улица станет пешеходной, и эта тема теперь не затихает.

Первая пешеходная улица Харькова

А чтобы привлечь внимание к проблеме транспорта, «Городские реформы» придумали проект «Троллейбус на Сумскую». Он мог бы соединить два конца протяжённого центра Харькова. Активисты сидели там, где по их расчётам должна быть остановка, и ждали воображаемого троллейбуса. В этом году проект отклонили.

Анастасия: Главная цель наших акций – не сделать конкретную улицу пешеходной и не запустить троллейбус там, где нам хочется, а вбросить идею. Мы хотим, чтобы люди присматривались к городской среде и видели, где можно сделать лучше. Чтобы изменения в городе не сводились к фонтану или новой детской площадке.

Воркшопы и обсуждения парка с будущими пользователями – представителями Street Culture

А вот советы от харьковских урбанисток – как подать чиновникам идею и при этом не выглядеть городским сумасшедшим.

  1. 1.Мы имеем право прийти в любой департамент и предложить свои идеи, показать целостный проект.
  2. 2.Ты должен знать больше по теме, чем представитель администрации. Если ты плаваешь, то первый же вопрос тебя завалит.
  3. 3.Важно быть уверенным, что то, что ты предлагаешь, нужно людям. Хочешь мурал? Почему именно здесь, как к этому отнесутся жители? Свои проекты нужно проверять, обсуждать с другими людьми, обосновывать.
  4. 4.Критикуя, можно попасться на фразу «а предложите что-то своё». Нельзя сходу предлагать решение. Если тебе говорят, что поставят здесь колонну, а ты парируешь «а я хочу газон», то неправы оба. Нужно исследовать территорию, анализировать потребности её пользователей, исторический контекст. Иначе вы поступите так же, как часто поступают в КП – открыли карту, дорисовали немного асфальта и клумбу, и готово.
  5. 5.Хорошо, когда максимально прописан проект. Street Culture, например, указывают: пять тысяч человек за, шесть доноров могут нас поддержать, в команде тридцать человек. Сразу становится понятно, что у этих людей есть потребности и что их кто-то поддержит.
  6. 6.В администрациях всегда есть дружественные люди. Они могут быть даже не из профильного департамента, но всё равно поддерживать. Ошибочно думать, что все плохие и непрогрессивные.
  7. 7.Не ищи инструменты влияния, ищи инструменты сотрудничества.

Беседа с Александрой Нарыжной и Анастасией Палий прошла в рамках проекта Youth-Active-City. Пятьдесят студентов слушают лекции украинских и зарубежных экспертов, участвуют в воркшопах и учатся работать с городской средой. Организаторы – ОО Kultura Medialna – делали в нашем городе фестиваль современного искусства «Конструкция» и Сцену : Stage в парке Шевченко.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll Up
Facebook
Instagram