Инновации опасны, а хаос-менеджмент – нет. Советы для тех, кто хочет воплотить свой проект

Browse By

Как не завалить проект, если чувствуешь себя повелителем хаоса и совсем не привык планировать? Как прописать бюджет своего проекта? Когда не стоит креативить? Оксана Иваник, тренер в ОО «Інша освіта», провела в Днепре воркшоп по проектному менеджменту – от идеи до реализации. Публикуем полезные советы из её рассказа.

Об организации «Інша освіта» можно прочитать в нашем материале.

Идея

Подумайте, что умеет каждый участник команды, в чём он хочет развиваться и что нужно сообществу. В точке пересечения этих трёх составляющих и будет идея проекта.

На тренингах мы не требуем от участников мега-креативных идей. У нас в Донецке есть участница, заведующая педиатрическим отделением. Она решила сделать буккроссинг в больнице. И для больницы это уже инновация.

Не стоит сидеть и вымучивать креативную идею. Важнее подумать, что нужно конкретному сообществу.

На первых порах браться за инновации даже опасно. Никто не знает, как это сработает, заинтересуются ли люди. Лучше креативить, когда уже есть опыт проектной деятельности и ты можешь оценить риски и свои силы. А поначалу беритесь за что-то новое для себя. Так вы учитесь и имеешь возможность посоветоваться с опытными людьми.

Важно понять, что ты сам получишь от этого проекта – например, новые навыки. Я часто наблюдала, как люди, не чувствуя отдачи, быстро выгорали и зарекались вообще когда-нибудь браться за социальные проекты.

Планирование

Максимально подробно визуализируйте результат. И максимально чётко пропишите путь к нему.

Лучше всё расписать на полгода-год, а это сложно, если ты не планируешь свою жизнь дольше чем на месяц.

10 лет назад, когда я начала заниматься проектной деятельностью, я работала с немцами -проходила тренерские обучения в коллегии Теодора Хойсса. Мы планировали программу проекта на год вперёд. Меня это дисциплинировало, и сейчас я не понимаю, как можно не планировать. Конечно, мир изменчив, и бывают неожиданности. Но я заметила, что даже если процесс работы отличается от прописанного, результат будет именно тот, на который ты настроился. Для меня это магия проектной деятельности.

Работая с немцами, я заметила разницу в менталитете. Если в Украине хотят провести, допустим, культурный фестиваль, то все в последние дни бегают, что-то организовывают. На самом мероприятии с круглыми глазами вспоминают, что ещё забыли сделать. У немцев всё прагматичнее. Организаторам на самом мероприятии даже скучновато – всё идёт спокойно, по плану.

Есть люди, которые любят не планировать, а «ориентироваться на местности». Для них придумали термин – хаос-менеджмент. Это когда ты не просчитываешь каждый шаг, а просто пытаешься управлять ситуациями, которые возникают сами по себе. Ты их либо не можешь предвосхитить, либо не хочешь. Это не признак плохого менеджмента, это подход.

В хаос-менеджменте тоже прописываются контрольные точки, к которым ты хочешь прийти. Если ты не видишь ни что будешь делать, ни кто за что отвечает, ни конечного результата, то это называется по-другому и без слова «менеджмент».

Людям, которые любят планировать, лучше не работать в одной команде с «хаос-менеджерами», иначе будет сложно и тем, и тем.

Инструменты планирования

Их полно. Списки, таблицы, диаграммы. Кто-то рисует. Кто-то голосом начитывает. Кто-то даже нанимает себе ассистента. Диаграмма Ганта – мой любимый инструмент, особенно когда нужно воплотить масштабный проект. Задачи каждого участника команды можно увидеть на шкале времени, учесть отъезды, дни рождения и так далее.

Инструментов настолько много, что люди уже жалуются: им не помогает ни один. Мне кажется, это происходит потому, что многие ищут волшебную палочку, чтобы им раз – и всё сделалось.  Но любой инструмент имеет свои ограничения.

Бюджет

Очень интересная тема, на ней участники тренингов всегда включаются.

Бюджет проекта – это стоимость вообще всех материалов и услуг, даже тех, которые у тебя есть или которые ты найдёшь бесплатно. Если у тебя есть техника, всё равно пропиши в бюджете стоимость её аренды. Если есть человек, который классно ведёт соцсети – оцени его работу в денежном эквиваленте. Ведь ресурсы, которые достаются нам бесплатно, тоже чего-то стоят.

Участники тренингов бывают шокированы, когда видят, сколько на самом деле стоит их проект. Их отношение к своей работе меняется, они становятся увереннее в себе.

Прописывать ли гонорары себе, зависит от вашего профессионализма и от возможной суммы гранта.

Когда прописали общую стоимость проекта, ищем бесплатные возможности, привлекаем друзей, связи. Кто-то может дать помещение, чай-печеньки или технику. Это называется краудсорсинг.

Уже на остаток суммы ищем грант или инвестора. В грантовой заявке есть две графы: сколько твой проект стоит и сколько ты запрашиваешь. Когда ты просишь не всю стоимость, а только 10-20%, грантодатель видит, что ты сам проделал много работы. Со спонсорами и инвесторами то же самое. Нужно показать, что ты уже сделал, чтобы тебя поддержали и помогли довести проект до конца.

Чтобы не зависеть от грантодателей, можно открыть социальный бизнес. У нас с мужем в Донецкой области есть своё столярное производство – «Столярний дім VALLES». Часть доходов идёт на образовательные проекты для детей, которые живут в нашей ОТГ. Конечно, в идеале социальным бизнесом и социальными проектами должны заниматься разные люди – и то, и то занимает очень много времени и сил. Сейчас появляется всё больше сознательных бизнесменов – они выделяют деньги на социальные проекты, которые им нравятся.


Беседа с Оксаной Иваник прошли в рамках первого модуля проекта Youth-Active-City.  Пятьдесят студентов слушают лекции украинских и зарубежных экспертов, участвуют в воркшопах и учатся работать с городской средой. Организаторы – ОО Kultura Medialna – делали в нашем городе фестиваль современного искусства «Конструкция» и Сцену : Stage в парке Шевченко.

Другие лекторы проекта тоже делились своим опытом:

Как менять что-то в городе, если ты не чиновник (ОО «Городские реформы», Харьков)

Кто меняет внешний вид города (Тарас Кайдан, журнал «Хмарочос», Киев)

Где брать данные для собственного проекта (Мария Грищенко, CEDOS, Киев)

Що дає неформальна освіта в Україні (Каріна Фурса, ГО «Інша освіта», Запоріжжя)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll Up
Facebook
Instagram